Что и как читать дошкольникам

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз

Что и как читать дошкольникам

Сообщение  Ольга Беляева в Чт Авг 14, 2014 9:48 am

Последнее время очень остро встает тема домашнего чтения с детьми. Родители жалуются: не заставишь читать, ничего не интересно...Хотелось бы  здесь прочитать мнение специалистов, как сделать чтение для ребенка неотъемлемой частью жизни. Возможно, и  родители "со стажем" поделятся своим опытом.
Поделюсь, что из последних книг понравилось моему сыну (3г.10 мес.). "Волшебник Изумрудного города" был прочитан около 5 раз, и, думаю, еще будет прочитан. "Сказки дядюшки Римуса" на одном дыхании, в награду мне слова: почитай еще. "Дядя Федор, пес и кот" и "Крокодил Гена и его друзья" - хорошо, но "Вера и Анфиса" Успенского однозначно затмила их! "Домовенка Кузьку" Александровой ребенок тоже просил перечитать, но удалось уговорить его на сложную, на мой взгляд, сказочную повесть "Много хороших людей и один завистник". Как ни странно, сын не только слушает ее, но и цитирует, вводит элементы этой повести в игру. "Карлсон, который живет на крыше" осилили полностью, но покупала 3 книги отдельно, что бы ребенок мог потом читать самостоятельно и гордился тем, что прочитал книгу целиком. Из "Носова" прочитали много рассказов, но помнит только "Живую шляпу" и "Тук-тук-тук". Из энциклопедий мой выбор пал на серию "Моя первая энциклопедия с медвежонком Винни", с красочными иллюстрациями и адекватным объемом текста. Этот выбор поддержали знакомые читающие родители! О чтении можно говорить и писать часами, но факт остается фактом: чтение обогащает жизнь, нашу и наших детей.
Еще несколько слов о том, как мы закрепляем с ребенком прочитанное. Часто он это делает сам в игре, без моей помощи, иногда я предлагаю слепить героев сказки, так у нас получались целые пластилиновые спектакли про Карлсона, Элли, Буратино. Стараюсь показать фильм или мультик (если он достоин нашего внимания) по уже пройденной книге, а уж если удается сходить еще и в театр - то это уже праздник!
Хотелось бы еще  разместить, как мне кажется полезную статью, найденную на сайте для учителей, воспитателей и родителей www.maam.ru.
Выбирая книги для чтения дошкольнику, следует обратить внимание на следующее моменты.
1 Интереснее всего для любого человека информация, о нем самом или о подобном. Поэтому основным принципом выбора книг для дошкольников будет тема «О детях». Далее — книги о природе, животных, приключениях и т,д.

2. Книга, которую читает взрослый ребенку, должна нравиться ему самому. Если вам не нравится - лучше не берите, это будет чувствоваться в вашем чтении и не вызовет должного отклика у ребенка. Поэтому сделаем вывод: постарайтесь заранее прочитать то, что собираетесь читать ребенку. Вспомните книги, которые читали в детстве вам, спросите у своих родителей, опросите знакомых, что они читают своим детям.

3. Каждый ребенок является индивидуальностью. Значит, интересы ребенка могут отличаться от ваших. Не нужно несильно пичкать ребенка тем, что он отвергает. Например, ваш ребенок категорически не хочет слушать вашу любимую книгу Н. Носова "Приключения Незнайки и его друзей". После нескольких попыток отложите чтение этой книги на следующий раз. Ищите то, что понравится, предлагайте разные варианты, и вы обязательно найдете то, что будет по вкусу ребенку, или же ждите, пока он «дорастет» до предложенной книги. Да, это бывает утомительно, но без этого не обойтись.

4 Что интересно одному ребенку, может совершенно не нравиться другому. Не равняйтесь на других, выбирайте то, что с удовольствием воспринимает ваш ребенок.

5. Выберите правильное время для чтения. Не читайте насильно. Если ребенок хочет поиграть, побегать, предоставьте ему такую возможность, а для чтения подойдет и вечернее время, и послеобеденное. Главное, чтобы ваше чтение не становилось наказанием, насилием, неприятным занятием.

6. Читая книгу, важно успеть остановиться до того момента, когда ребенок заскучает. Лучше чуть меньше, но регулярно (каждый день по 10-15 минут),

7 Для дошкольника очень важно перечитывание. Не отказывайтесь перечитать любимую книгу в 5-10-й раз. Даже взрослый человек при перечитывании художественного произведения каждый раз замечает новые смысловые нюансы, особенности. Для дошкольника перечитывание создает ситуацию комфортности. Он знает, что будет, заранее радуется поворотам сюжета и обращает внимание на отдельные слова и Фразы. Можно сказать, что ребенок, требующий неоднократного перечитывания, с литературоведческой точки зрения ведет себя как «правильный» читатель. Только такое поведение дает возможность проникнуть в сущность произведения.

8. Нет жесткого разграничения в чтении младшим дошкольникам и старшим. Если в опыте ребенка не было книг для младших, вы можете со старшими детьми спокойно начинать знакомство с них. Те, у кого дома есть несколько детей разного возраста, наверное, замечали, как старшие с удовольствием слушают произведения для младших, активно их воспринимают, обсуждают, проговаривают, создавая тем самым очень благоприятную ситуацию примера и повторения, помогая тем самым младшим лучше понять их содержание,


Что читать детям среднего и старшего дошкольного возраста (4-6 лет)

Если в раннем детстве малышам не столько читают, сколько рассказывают наизусть, то примерно с 3-4 лет начинается такое чтение, к которому все привыкли. В XIX - начале XX века в интеллигентных семьях была замечательная традиция семейного чтения, когда дети слушали взрослые произведения в чтении старших. Еще А. С. Пушкин вспоминал завораживающее впечатление от такого чтения, хотя и было не все понятно, но воздействие было очень сильным и незабываемым. Со временем дети глубже понимали произведения, которые с самого детства стали им родными,
У нас есть возможность процесс знакомства с литературой сделать более легким для детей, подбирая книги, которые соответствуют возрастным особенностям,
В чтение для детей 4-б-летнего возраста вводится литература разных эпох, начиная с XIX века. Конечно, XIX век отстоит от нашего времени довольно далеко, поэтому некоторые понятия уже устарели и требуют пояснений. Например, в сказках А. С. Пушкина встречаются такие слова, как «кичка», «столбовая дворянка», «прясть», «вареная полба», «оброк». Без словаря не обойтись. Но и лишать своих детей таких произведений нельзя Не стоит бояться, что, послушав эти произведения в дошкольном возрасте, ребенок не захочет их читать в школе. Опыт показывает, что знакомый сюжет только облегчает понимание и дает возможность наслаждаться художественным словом. Тогда и привычные слова «Пушкин — гениальный поэт» становятся более понятными ребенку".

Читайте с удовольствием!


Автор: Алена Емец, кандидат педагогических наук, доцент (журнал «Растем вместе»)

Ольга Беляева

Сообщения : 3
Дата регистрации : 2014-04-25

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу


 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения